Выполнение одних и тех же функций может осуществляться различными типами
арматуры, имеющими одну или другую принципиальную конструкцию затвора.
По этому признаку выделяют следующие основные типы ТА:
-
Задвижки;
- Клапаны;
- Заслонки;
- Краны;
- Мембранный (диафрагмовый) клапан;
- Шланговый клапан.
Задвижки стальные предназначены для полного перекрытия потока рабочей среды и являются одним из наиболее распространенных типов запорной трубопроводной арматуры, устанавливаемой на технологических и магистральных трубопроводах.
Запирающий элемент в задвижках стальных перемещается возвратно-поступательно, перпендикулярно направлению потока рабочей среды и имеет два крайних рабочих положения - "открыто" и "закрыто".
В настоящее время выпускается большое количество конструктивных разновидностей задвижек стальных, отличающихся:
- Конструкцией запирающего элемента (затвора);
- Расположением ходового узла;
- Типом привода;
- Способом подсоединения к трубопроводу.
Задвижки стальные имеют затвор в виде листа, диска или клина, перемещающийся вдоль уплотнительных поверхностей седла корпуса перпендикулярно оси потока среды.
Задвижки стальные бывают полнопроходные, имеющие седло в размер диаметра трубопровода, и суженные, у которых диаметр седла меньше диаметра трубопровода, что позволяет уменьшить необходимый ход шпинделя и, как следствие, строительный размер задвижки.
Задвижки стальные так же бывают клиновые и параллельные. Седло клиновой задвижки представляет из себя две кольцевые поверхности, расположенные под небольшим углом по отношению к оси движения потока, образуя клиновую поверхность.
Затвор представляет из себя одну или две тарелки (диска), закрепленные на шпинделе. Он бывает однодисковый или двухдисковый, упругий или сплошной. При перемещении затвора в конце хода при приближении к положению «закрыто» тарелки задвижки примыкают к седлу и за счет наличия клиновой поверхности плотно прижимаются к нему, будучи расклинены за счет усилия, создаваемого при движении шпинделя.
У параллельной задвижки поверхности седел параллельны и перпендикулярны оси движения потока. Расклинивание и плотное примыкание тарелок затвора к седлам обеспечивается за счет вспомогательного клина, расположенного между тарелками.
Задвижки выпускаются с выдвижным шпинделем или штоком, и с невыдвижным шпинделем. Отличаются они конструкцией винтовой пары, за счет которой происходит перемещение затвора.
Кроме того, задвижки с невыдвижным шпинделем имеют меньший строительный размер.