В настоящее время шаровый кран (кран шаровой), прообразом которого был
традиционный кран, укомплектованный новыми эластомерами и полимерными
материалами для уплотнительных колец, стал полностью герметичным.
Другими характеристиками шарового крана являются минимальное гидравлическое сопротивление, низкий крутящий момент, поворот на 90о между положениями «открыто» - «закрыто», низкие эксплуатационные затраты, компактная конструкция и пожаробезопасное исполнение, предусматривающее закрытие крана в случае возникновения пожара на заводе.
Шаровый кран (кран шаровой) включает корпус, шаровую пробку, шток и уплотнительные кольца.
Существует два базовых исполнения шаровых кранов: краны с плавающей пробкой, когда шар поддерживается уплотнительными кольцами, и краны с пробкой в опорах. Последние более приемлемы для высоких давлений и больших диаметров.
Шаровый кран (кран шаровой) изготавливается также с твердыми металлическими уплотнительными кольцами для использования на абразивных средах, при высоких температурах, в условиях дросселирования и пожароопасности.
Шаровый кран (кран шаровой) может изготавливаться из проката, поковок или литья в исполнении с одним, двумя или тремя разъемами с резьбовыми или сварными встык или в раструб патрубками.
Шаровые краны с плавающей (поддерживающей седлами) пробкой используются при низких давлениях и температурах. В кранах с пробкой в опорах нагрузка от перепада давления в закрытом положении воспринимается подшипниками опор, а не уплотнительными седлами. Это позволяет использовать их при существенно больших давлениях и температурах.
Шаровые краны могут изготавливаться полнопроходными или зауженными. В полнопроходных кранах диаметр проходного сечения соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Максимальное заужение прохода (минимальное сечение) регламентировано.
Материалы, обычно применяемые при изготовлении шаровых кранов – углеродистая сталь 20Л или 25Л или сортовой прокат аналогичных марок для корпусных деталей и легированные стали для пробок и штоков. Для применения на коррозионных средах корпуса и пробки кранов изготавливаются из нержавеющих сплавов.